Анализ постановления Пленума ВС РФ «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"».

27.05.2025 было принято постановление Пленума ВС РФ «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"».

Особенностями (а точнее, редкостью) данного документа являются следующие моменты:

  1. Это законодательная инициатива судебной власти – само по себе нечастое явление.

  2. Он касается преступлений в сфере незаконного оборота наркотических и психотропных веществ, которые относятся к числу самых распространённых в РФ. Некоторые из них даже называют «народными» из-за массовости.

  3. Направлен на смягчение ответственности и наказания.

Логика Верховного Суда понятна: общественная опасность преступлений, связанных с хранением наркотиков без цели сбыта, не настолько велика, как предусмотренные за них наказания. По сути, основную угрозу такие деяния представляют для самого обвиняемого, а некоторые совершают их из-за физиологической зависимости – наркомании.

Что предлагает судебная власть и сравнение с текущими нормами

 Изменения в части 1 статьи 56 УК РФ (назначение наказания в виде лишения свободы)

  • Действующая норма: Часть 1 ст. 56 УК РФ запрещает назначать лишение свободы за преступления небольшой тяжести, кроме ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК РФ.

    • Сейчас за эти преступления часто дают наказания, не связанные с лишением свободы, но бывают случаи, когда суды назначают условный срок (ст. 73 УК РФ).

  • Предлагаемое изменение: Исключить указанные статьи из исключений. Это полностью запретит судам назначать лишение свободы за хранение наркотиков без цели сбыта (ч. 1 ст. 228) если преступление совершено без отягчающих обстоятельств

 Изменения в части 3.2 статьи 72 УК РФ (зачёт времени содержания под стражей)

  • Действующая норма: В ч. 3.2 ст. 72 УК РФ установлен жёсткий порядок зачёта (1 день ареста = 1 день лишения свободы) для ряда преступлений, включая ч. 2 и 3 ст. 228 УК РФ.

  • Предлагаемое изменение: Исключить ч. 2 и 3 ст. 228 из этого перечня, приравняв их к другим преступлениям (1 день ареста = 1,5 дня лишения свободы).

    • Обоснование: хранение наркотиков без сбыта менее общественно опасно, чем, например, терроризм или насильственные преступления.

Расширение возможности отсрочки наказания для наркозависимых (ст. 82.1 УК РФ)

  • Действующая норма: Отсрочка отбывания наказания для больных наркоманией применяется только к некоторым категориям (например, осуждённым по ч. 1 ст. 228).

  • Предлагаемое изменение: Распространить действие ст. 82.1 на впервые осуждённых по ч. 2 ст. 228 УК РФ, чтобы дать им шанс пройти лечение и реабилитацию вместо тюрьмы.

    • В случае успешного лечения у суда появится право освободить осуждённого от наказания.

Смягчение санкций по ст. 228 УК РФ

Часть статьиДействующая санкцияКатегория преступленияПредлагаемая санкцияНовая категория
ч. 1До 3 лет лишения свободыНебольшой тяжестиБез измененийНебольшой тяжести
ч. 23–10 лет лишения свободыТяжкоеДо 5 лет (без нижнего предела)Средней тяжести
ч. 310–15 лет лишения свободыОсобо тяжкоеДо 10 лет (без нижнего предела)Тяжкое

 

Законопроект направлен на:

  1. Снижение репрессивности в отношении лиц, хранящих наркотики для личного потребления.

  2. Дифференциацию наказания с акцентом на лечение наркозависимых.

  3. Гармонизацию санкций с реальной судебной практикой, где суды редко применяют максимальные сроки.

Эти изменения соответствуют Стратегии государственной антинаркотической политики до 2030 года, которая делает ставку на профилактику и реабилитацию вместо ужесточения наказаний.

Пока это только законопроект, но надеюсь, что он в скоро времени будет принят Федеральным собранием РФ.