Анализ постановления Пленума ВС РФ «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"».
27.05.2025 было принято постановление Пленума ВС РФ «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"».
Особенностями (а точнее, редкостью) данного документа являются следующие моменты:
Это законодательная инициатива судебной власти – само по себе нечастое явление.
Он касается преступлений в сфере незаконного оборота наркотических и психотропных веществ, которые относятся к числу самых распространённых в РФ. Некоторые из них даже называют «народными» из-за массовости.
Направлен на смягчение ответственности и наказания.
Логика Верховного Суда понятна: общественная опасность преступлений, связанных с хранением наркотиков без цели сбыта, не настолько велика, как предусмотренные за них наказания. По сути, основную угрозу такие деяния представляют для самого обвиняемого, а некоторые совершают их из-за физиологической зависимости – наркомании.
Что предлагает судебная власть и сравнение с текущими нормами
Изменения в части 1 статьи 56 УК РФ (назначение наказания в виде лишения свободы)
Действующая норма: Часть 1 ст. 56 УК РФ запрещает назначать лишение свободы за преступления небольшой тяжести, кроме ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК РФ.
Сейчас за эти преступления часто дают наказания, не связанные с лишением свободы, но бывают случаи, когда суды назначают условный срок (ст. 73 УК РФ).
Предлагаемое изменение: Исключить указанные статьи из исключений. Это полностью запретит судам назначать лишение свободы за хранение наркотиков без цели сбыта (ч. 1 ст. 228) если преступление совершено без отягчающих обстоятельств
Изменения в части 3.2 статьи 72 УК РФ (зачёт времени содержания под стражей)
Действующая норма: В ч. 3.2 ст. 72 УК РФ установлен жёсткий порядок зачёта (1 день ареста = 1 день лишения свободы) для ряда преступлений, включая ч. 2 и 3 ст. 228 УК РФ.
Предлагаемое изменение: Исключить ч. 2 и 3 ст. 228 из этого перечня, приравняв их к другим преступлениям (1 день ареста = 1,5 дня лишения свободы).
Обоснование: хранение наркотиков без сбыта менее общественно опасно, чем, например, терроризм или насильственные преступления.
Расширение возможности отсрочки наказания для наркозависимых (ст. 82.1 УК РФ)
Действующая норма: Отсрочка отбывания наказания для больных наркоманией применяется только к некоторым категориям (например, осуждённым по ч. 1 ст. 228).
Предлагаемое изменение: Распространить действие ст. 82.1 на впервые осуждённых по ч. 2 ст. 228 УК РФ, чтобы дать им шанс пройти лечение и реабилитацию вместо тюрьмы.
В случае успешного лечения у суда появится право освободить осуждённого от наказания.
Смягчение санкций по ст. 228 УК РФ
Часть статьи | Действующая санкция | Категория преступления | Предлагаемая санкция | Новая категория |
---|---|---|---|---|
ч. 1 | До 3 лет лишения свободы | Небольшой тяжести | Без изменений | Небольшой тяжести |
ч. 2 | 3–10 лет лишения свободы | Тяжкое | До 5 лет (без нижнего предела) | Средней тяжести |
ч. 3 | 10–15 лет лишения свободы | Особо тяжкое | До 10 лет (без нижнего предела) | Тяжкое |
Законопроект направлен на:
Снижение репрессивности в отношении лиц, хранящих наркотики для личного потребления.
Дифференциацию наказания с акцентом на лечение наркозависимых.
Гармонизацию санкций с реальной судебной практикой, где суды редко применяют максимальные сроки.
Эти изменения соответствуют Стратегии государственной антинаркотической политики до 2030 года, которая делает ставку на профилактику и реабилитацию вместо ужесточения наказаний.
Пока это только законопроект, но надеюсь, что он в скоро времени будет принят Федеральным собранием РФ.